В данном разделе в первую очередь представлены материалы, применяемые для герметизации деформационных и рабочих швов заглубленных конструкций или конструкций швов предполагающих работу в постоянном контакте с водой. Материалы применяемые для герметизации швов фасадов зданий и других швов не предназначенных для длительного контакта в водой представлены в разделе «герметики».
Бетонные и железобетонные сооружения должны быть разделены на участки в соответствии с расположением конструкционных и деформационных швов и в зависимости от влияний, обусловленных свойствами используемых материалов. Выбор материала для устройства деформационного шва, форма и профилирование которого руководствуются заданными размерами и критериями нагрузок. При этом основная задача гидроизолирующего элемента состоит в том, чтобы по возможности не ограничивать деформацию двух строительных частей по отношению друг к другу. Встречающиеся в швах деформации возникают преимущественно в результате следующих причин: Они заданы свойствами бетона и его обработкой и вызывают изменение объема части постройки, которое может возникнуть в результате деформаций, возникающих в шве. В отдельных случаях это усадка, набухание и изменение температуры.
Чем грубее измельчен, тем меньше степень усадки.
Чем меньше количество цемента на 1 м3 бетона, тем меньше степень усадки.
Чем ниже водо/цементное отношение, тем меньше степень усадки.
Чем раньше начался и дольше проводился уход, тем незначительнее степень усадки.
В зависимости от расположения арматуры степень усадки может уменьшаться.
Цемент с пониженным содержанием оксида алюминия и немного повышенным содержанием оксида железа проявляют меньшую склонность к усадке. Расчетные данные зафиксированы в DIN 4227. Ожидаемая степень усадки примерно 0,2 – 0,6 мм/м. Усадка частично компенсируется набуханием.
Поглощение воды бетоном при очень высокой влажности воздуха и хранении в воде приводит к набуханию и увеличению объема.
Степень набухания значительно меньше степени усадки и составляет примерно 0,1 – 0,2 мм/м.
Изменение температуры также является причиной изменения объема (длины) строительных деталей. Тем не менее процесс по времени протекает значительно быстрее, чем при усадке и набухании.
Изменение длины вследствие разницы температур рассчитывается по формуле:
∆Iт = αтּ ∆тּ Iо
∆Iт = изменение длины вследствие изменения температуры
αт = модуль упругости при данной температуре
∆т = разница температур
Iо = длина строительной детали
Модуль упругости при данной температуре αт - деформация, происходящая при изменении температуры на 1К.
Для бетона действительны показатели между αт = 9 Х 10-6 и 12 Х 10-6{1/К}.
В железобетонных сооружениях могут допускаться средние показатели от αт = 10 Х 10-6{1/К}, при средних колебаниях температур в строительных частях в зависимости от их длины и толщины от ± 7,5 К до ± 20 К. Соответственно этому длина строительных деталей при эксплуатации на открытом воздухе изменяется до 0,4 мм/м. Влияние температуры особенно велико в строительных частях, которые находятся в открытых пространствах и поэтому напрямую подвержены крайним колебаниям температур.
Ползучесть – это зависящая от времени, медленно изменяющаяся деформация отверждающегося цементного камня под нагрузкой. В отличие от усадки нагрузка или длительное время воздействующее напряжение играет здесь значительную роль.
Под действием нагрузок в подушке основания возникают деформации, к которым должно приспосабливаться сооружение. Возникающие при этом деформации строительных деталей вследствие различной осадки смежных строительных частей проявляются как деформации швов. Результирующие изменения формы вследствие нагрузок от усадки, набухания, изменения температуры и ползучести могут быть различными. Например, изменение длины строительной детали, установленной при низкой температуре (зимой), компенсирует усадку при высоких летних температурах. Напротив, сокращение объема строительной детали, забетонированной летом, при изменении температуры с летней на зимнюю суммирует усадку.
Они появляются неизбежно в большинстве случаев по технологическим причинам или везде, где прерван процесс бетонирования, однако строительная деталь должна статически и функционально действовать как единое целое. Это происходит, например, в случае, когда по временным техническим и экономическим причинам строительная деталь бетонируется частями и вследствие прерывания процесса бетонирования ставится под вопрос получение монолитного бетона в местах прилегания.
Они располагаются там, где не предусмотрены деформации швов. При выполнении полного поперечного сечения арматуры место стыка действует как силовое замыкание.
Конструкционный шов может образоваться как следствие при, так называемых, усадочных швах.
Деформационные швы – швы, которые принимают на себя деформации встречных рабочих деталей, вызываемые внешними или внутренними воздействиями. Деформации могут быть направлены в x-, y- или z- направлениях или возникают в комбинациях из 2-х, 3-х направлений.
Деформационные (температурные) швы служат для уравнивания изменений объема бетона, которые возникают вследствие процессов усадки, набухания и колебаний температур, а также ползучести при длительной нагрузке, особенно у напряженного бетона.
Организацией ложного шва осуществляется возможность снятия усадочного напряжения и образования неконтролируемых трещин.
Они возникают при бетонировании соседних частей строений, которые не должны быть связаны друг с другом силовым замыканием. Швы стыкового соединения обустраиваются, для того чтобы принимать на себя незначительные движения швов, в частности при усадке. Для лучшего разделения строительных частей шов оснащается разделительным слоем (разделительным лаком, битумным клеем или чем-то аналогичным). В месте шва стыкового соединения прокладка арматуры прерывается, и гидроизоляция осуществляется посредством монтажа внутренних и внешних деформационных ленточных профилей.
Так же существуют: Осадочные швы; Специальные швы; Шарнирные швы; Противопожарные швы и др..
Подробнее о гидроизоляции швов вы можете узнать у наших специалистов.